О том, как Англия собиралась строить Крымский мост

О том, как Англия собиралась строить Крымский мост

Мечтой о переправе через Керченский пролив люди жили задолго до нашего времени и не только в нашей стране.

История Крыма — это история нашей страны, однако до прихода русских Крым был «бурлящим котлом наций», этакий черноморский Вавилон. Кто здесь только не жил: греки, римляне, татары, итальянцы, всех не перечислить.

И все мечтали навести мосты, точнее хотя бы один мост.

Но от слов к делу так никто и не переходил, пока первый шаг не сделали именно славяне.

Карта Крыма и окружающих местностей в 1737

В 1792 году, когда на троне была Екатерина II, присоединившая Крым к России, на Таманском полуострове был найден Тмутараканский камень, на которым была высечена надпись.

Ученые предполагают, что камень этот был поставлен на переправе как своеобразный дорожный указатель.

Тмутаракань — местечко, которое большинство современных школьников считают выдуманным, ведь это название давно стало нарицательным для любой русской глубинки. А на самом деле речь идет о полуострове Тамань, на котором когда-то располагался древний город Тмутаракань.

То есть первые замеры перешейка были сделаны по приказу древнерусского князя, очевидно, что Глеб затеял такое трудоемкое и длительное занятие не просто так. Идея постройки моста была уже тогда, но, к сожалению, не было ни материальных, ни технических средств.

Идея то жила, но вот конкретного плана строительства не было, причем без малого тысячу лет.

Наконец, первый реальный чертеж создал в середине XIX века русский архитектор, обладатель одной из самых громких в мире фамилий Владимир Менделеев. Сын знаменитого химика предложил соорудить запруды от мыса Павловского до косы Тузла, а потом с нее — на Тамань.

Проект Азовской Запруды Владимира Менделеева
Разрезы плотин и дамбы запруды

Этот проект назвали не просто переправой из Крыма на материк, а мостом из Европы в Азию.

К сожалению, в царской России слишком часто клали «под сукно» проекты не укладывавшиеся в русские чиновнические рамки.

Так, в частности, отложили в дальний ящик чертеж с первым в мире танком, предложенным российским ученым, и это ещё задолго до начала Первой мировой войны.

Иллюстрация первого танка

И как первыми в мире к строительству танка придут англичане, так и в создании Керченского моста британцы захотят быть «впереди планеты всей».

Конец XIX века — пик противостояния между российской и британской империями. Государства находятся в состоянии холодной войны за Восток. Англия, крепко засев в Индии, продвигается в глубь Афганистана. А Россия же активно развивает свои интересы в соседнем Туркестане. И если эти две воинствующие державы сойдутся в одной точке — конфликта не миновать.

В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги.

Сохранить мир могло только чудо. И оно произошло, вместо войны дипломаты договорились о строительстве.

В конце XIX англичане сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод для надежной связи метрополии с ее самой ценной колонией — Индией.

Проект был реализован за два года немецкой компанией «Сименс». Кабельная линия пролегла по линии Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. Телеграфный кабель в Крыму проходил через Перекоп, заходил в Симферополь, затем направлялся в сторону Керчи и уходил на Кавказ по дну Керченского пролива.

Но если можно проложить кабель, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией?

«Шёлковый путь»

Англичане давно мечтали создать свой великий «шелковый путь» только побыстрее и поудобнее, проложив туннель под Ла-Маншем, а затем построив мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали Индию к себе.

Чертеж туннеля под Ла-Маншем Томэ де Гамона 1856 года

Военный бюджет тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.

Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно. Нет, денег на мост в Крыму хватало с лихвой, просто построить подводный путь от британских островов к Франции оказалось делом неподъемным.

И хотя проект керченского моста с английской стороны заглох, один только план его строительства помог избежать войны с британцами, жаль что с немцами перед первой мировой, так легко договориться не удалось…

А ведь Николай II оценил по достоинству разработки англичан. Когда те отказались от своей идеи, царь повелел продолжить движение в этом направлении.

Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглый год вывозить товары с Таманского полуострова.

Однако проекту было не суждено состояться в связи со вступлением России в Первую мировую войну и дальнейшими политическими катаклизмами.

Продолжение читайте в следующей статье.

Если вам была интересна статья — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы получать больше полезных материалов в ленту!

Читайте также:

Как Крым отметил воссоединение с Россией. Фоторепортаж от первого лица

Американский эксперимент в Крыму

Коренные жители покидают Крым

Почему в Крыму так много ДТП?

Развалины немецких фортов времён ВОВ в Крыму

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *