Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

19 апреля
146 тыс. прочитали
3,5 мин.

Давайте откроем онлайн-карту движения морских судов и посмотрим, что там происходит в районе Камчатки.

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Каждый цветной треугольничек на карте – это отдельное судно, находящееся в море прямо сейчас. При этом, мы даже можем посмотреть, откуда и куда движется данный корабль и какой примерно груз он везет.

Так вот, если пощелкать по различным кораблям, то выяснится, что чуть ли не половина из них движется примерно таким маршрутом:

  • Китай–США
  • Южная Корея–США
  • Япония–США

Ну, либо то же самое, только в обратную сторону.

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Если несколько уменьшить масштаб карты, то целые вереницы судов будут видны даже невооруженным глазом:

Стрелкой указана линия из кораблей
Стрелкой указана линия из кораблей

При этом, мы смотрим на карту и понимаем, что кратчайший путь из восточной Азии на западное побережье США должен лежать примерно вот так:

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Что же заставляет капитанов двигаться по дуге, да еще и через холодные воды севера Тихого океана, проходя мимо Камчатки и Алеутских островов?

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Разгадка

Нет, они не подглядывают за нашими подводными лодками на Камчатке, и не воруют нашу рыбу. И даже не остерегаются «большой воды», стремясь прижаться как можно ближе к суше.

Для понимания разгадки нам пригодится… обычный апельсин. Схематично изобразим его вот так:

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Теперь нарисуем на апельсине две линии одинаковой длины – одну примерно посередине (по экватору), а вторую чуть повыше (ближе к полюсу):

Художник из меня так себе, но смысл, думаю, ясен
Художник из меня так себе, но смысл, думаю, ясен

Теперь давайте попробуем мысленно перенести «сферическую» кожуру апельсина на ровную поверхность стола. Сделать это без разрывов – никак не получится.

На практике, конечно, кожура разорвется как попало, но мы давайте сделаем перенос сферы на плоскость математически более правильным

Что получится, если сферу перенести на плоскость. Примерный результат
Что получится, если сферу перенести на плоскость. Примерный результат

И теперь мы видим, что линия, которая шла по экватору – она так и осталась целой, сохранила свою длину. А вот линия, более близкая к полюсу – разорвалась и стала как бы более длинной.

Вот в географии все выглядит ровно также. Когда «круглую» Землю переносят на плоскую карту, то происходят сильнейшие искажения. Причем, чем ближе к полюсам, тем искажения получаются все сильнее и сильнее.

Это означает, что плоская карта, на которую мы привыкли смотреть, дает лишь примерное представление об истинном облике Земли. Скажем, линия в 3000 километров на экваторе и у полюса будет выглядеть очень по разному на плоской карте:

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Именно поэтому, для измерения расстояний и направлений лучше всего использовать не карту, а глобус. Только он отражает облик Земли правильно.

И вот на глобусе маршрут из Китая в США выглядит куда более логично и закономерно:

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

То есть тот маршрут, который на плоской карте выглядит дугой, на самом деле является прямой линией. То есть путь из восточной Азии в США мимо нашей Камчатки – это самый экономичный и оправданный путь.

По той же самой причине, кстати, самолеты из Японии в Европу летают по «неожиданному» пути через российскую Арктику:

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

На глобусе это выглядит намного понятнее и целесообразнее:

Почему маршрут кораблей из Китая в Америку проходит мимо нашей Камчатки

Все это говорит о том, что Арктика, побережье Камчатки или Аляски – не такие уж и «забытые богом» места. Эти регионы довольно оживлены и загружены. Ведь трафик воздушных и морских судов между Европой и Азией, а также между Азией и США – невероятно огромен.

И почти все эти пути могут контролироваться Россией. Более того, Россия даже получает определенную плату от, например, воздушных судов за пролет над своей территорией.

Это не гигантские суммы, но несколько десятков миллионов долларов в год набегает.

Ну, а что касается Камчатки, то там иностранные суда проходят, конечно, бесплатно (воды-то нейтральные), но все равно любопытен сам факт – такая далекая и «безлюдная», казалось бы, местность лежит, на самом деле, вблизи мощнейших торговых путей. Что тоже можно будет использовать в будущем для развития этих территорий.

Если вам понравилась статья – буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций. Также не забывайте подписываться на один из крупнейших каналов о географии «Объясняю на пальцах» – нас уже почти 75 000! Заранее спасибо и до связи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *