Пока РФС прозябает без президента, Газзаев в Госдуме провозгласил перестройку футбола. Ветераны от Ярцева до Романцева — за, Гинер тоже поддержал экс-наставника ЦСКА

ФутболЪ и другие игры такого же типа 1909 Санкт-Петербург

Пока РФС прозябает без президента, Газзаев в Госдуме провозгласил перестройку футбола. Ветераны от Ярцева до Романцева — за, Гинер тоже поддержал экс-наставника ЦСКА

Пока РФС прозябает без президента, Газзаев в Госдуме провозгласил перестройку футбола. Ветераны от Ярцева до Романцева — за, Гинер тоже поддержал экс-наставника ЦСКА-( Спорт УИК-ЭНД)

— Мы посылали приглашения и в РФС, и в лиги, и конкретно и.о. президента РФС. Но видимо кто-то по каким-то причинам не смог. Или заболел, — начал свое выступление в Госдуме Валерий Газзаев на встрече, посвященной финансированию профессиональных клубов. — Всего через несколько месяцев в нашей стране пройдет большое событие — чемпионат мира по футболу. Нет ни малейших сомнений, что Россия проведет этот турнир на высочайшем уровне. И никаких проблем с организацией, безопасностью и инфраструктурой не возникнет. Однако меня — как и многих специалистов, и простых болельщиков — тревожит другое.

Право провести чемпионат мира-2018 мы получили еще в 2010-м (!) году, во многом благодаря влиянию и авторитету нашего Президента. И за эти восемь лет можно было не только построить прекрасную инфраструктуру — стадионы, дороги, гостиницы, но и обустроить весь наш футбол, и создать мощную, сильную, молодую, амбициозную сборную, которая бы великолепно играла на ЧМ-2018.
Но, к сожалению, в этом плане не было сделано ничего. И российский футбол, вместо того чтобы бурно развиваться, сегодня находится в состоянии глубочайшего застоя.
Вот лишь несколько показательных фактов.
Первое. За последние 8 лет мы участвовали в одном чемпионате мира, двух чемпионатах Европы и в Кубке конфедераций, а еще на один чемпионат мира вообще не попали. Все пять крупных турниров провалены. Хотя турниры должны были стать катализатором подготовки к домашнему чемпионату мира.
Второе. Громких успехов мы в последний раз добивались еще в прошлом десятилетии, когда ЦСКА и «Зенит» выиграли Кубок УЕФА. В тот период костяк сборной состоял из игроков этих двух клубов — и сборная в 2008 году завоевала бронзу чемпионата Европы.
Третье. Сборная России находится, даже не хочется говорить, в седьмом десятке рейтинга ФИФА, между Кабо-Верде и Гондурасом. Дальше ничего подобного в истории советского и российского футбола не было.
Четвертое. Отсутствие спортивных результатов напрямую сказывается на интересе населения России к футболу, тех, кто ПЫТАЕТСЯ — такое слово я подобрал — пытается болеть за футбол.
Пятое. В декабре 2017 года Российский футбольный союз остался без президента, который-то ли приостановил исполнение обязанностей, то ли просто ушел в бессрочный отпуск. И это накануне чемпионата мира. Кто и как будет отвечать за подготовку сборной?! Кроме того, согласно уставу РФС, замещать президента должен один из вице-президентов. А затем следует созвать внеочередную Конференцию РФС для выборов нового главы организации. Однако этого не произошло, и российский футбол, по сути, обезглавлен. На сегодня исполняющим обязанности вопреки уставу является генеральный директор.

Программа РФС — фикция

Главное, что вызывает удивление — это отсутствие у нынешнего руководства РФС какой-либо стратегии развития футбола. Никто не понимает, куда мы идем. На выборах президента РФС в 2016 году была кулуарно и без профессионального обсуждения принята так называемая программа развития футбола до 2030 года. А в феврале 2018 года, после исполкома РФС, нам сообщили: грядут «глубочайшие серьезные реформы», и Россия будет развиваться конкретно по пути Исландии. То есть недавно принятая глобальная программа-2030 тихо отправлена в утилизацию, хотя к ее реализации даже не приступали. Она оказалась просто фикцией. То же самое, кстати, происходило и с тремя предыдущими «программами». Ни одна из которых не была реализована.
Ну а что касается Исландии… Россия — это страна с огромными возможностями, традициями, историей, территорией, гигантскими расстояниями и населением. Как она может брать пример с крошечного, компактного государства. Возможно, исландский футбол действительно развивается хорошо. Но это — как сравнивать ремонт отдельной квартиры с программой реновации Москвы… Или, допустит, сборная Италии, которая не попала на ЧМ-2018 — она тоже должна пойти по исландской модели? Это большой вопрос…

Телеправа и другие доходы можно повысить

Теперь о том, что касается доходов клубов. Одной из главных причин тотальной убыточности российского футбола является крайне низкий доход от реализации телевизионных прав. В России эта статья приносит клубам премьер-лиги только 9% годовой прибыли, тогда как в Европе она составляет 45-55%.
Другая графа доходов — средняя выручка в игровые дни, так называемые матч-дэй — составляет в России 3%. Это тоже намного меньше, чем выручка в европейских странах, которая составляет 20-25%. Получается, что российские клубы выживают только за счет спонсоров и государственных и региональных бюджетов.
Сегодня российский футбол получает от телевизионных контрактов в 30 раз меньше, чем ведущие европейские чемпионаты. Эта сумма составляет всего 37 миллионов евро в год. Показатели других стран вы можете видеть на экране.
Такая ситуация приводит в том числе и к тому, что наши клубы становятся не конкурентоспособными на европейской арене. Из-за низких доходов они попросту не могут состязаться по суммам трансферов и размерам зарплат даже с аутсайдерами чемпионата Англии, каждый из которых в год получает от телеправ намного больше, чем вся РФПЛ вместе взятая!
При этом предпосылки для роста стоимости телевизионных прав у нас есть. Исследования показывают, что в 2017 году рекламный рынок в нашей стране был сопоставим с итальянским или испанским и составлял около 6-7 млрд долларов, из которых примерно 40% приходилось на телевидение. Кроме того, растет рынок российского платного телевидения, который в 2017 году составил почти 1,4 миллиарда долларов. Значит, средства есть — просто кто-то либо занимается этим непрофессионально, либо вообще не занимается.
На мой взгляд, цена телевизионных прав на чемпионат России должна составлять не 37, а как минимум 400 миллионов долларов. А тянуться надо к 800-900 миллионам.
Уверен, что если лига будет делать качественный футбольный продукт, то непременно появятся желающие приобрести телеправа за достойную цену. И тогда ведущие клубы страны будут получать от телевидения не по 3-4 миллиона, а по 40-50 миллионов долларов за сезон. Добавьте сюда призовые от выступления в еврокубках плюс доход от дней проведения матчей — и окажется, что российские клубы могут сами себя обеспечивать.

Три основы реформ

В своем докладе я хочу не только дать профессиональную оценку текущих дел в российском футболе, но и сделать ряд конкретных предложений, которые напрямую касаются темы сегодняшнего заседания — финансирования профессиональных клубов исключительно за счет частных инвестиций и государственно-частного партнерства. Эти предложения являются частью программы реформ российского футбола, которую мы разработали совместно с крупнейшей консалтинговой компанией PriceWaterHouse и юридической компанией CMS.
На мой взгляд, России необходимо радикальное изменение системы управления профессиональными футбольными лигами и новый формат проведения чемпионата. Ключевых изменений должно быть три:
1) сокращение числа профессиональных клубов
2) расширение премьер-лиги и первой лиги
3) создание единой управленческой структуры для двух профессиональных лиг.
Сейчас в России выступает около 100 профессиональных клубов. Такого количества нет ни в одной из ведущих футбольных стран Европы. Например, в Германии всего 56 профессиональных клубов, во Франции — 40, в Испании — 44, в Голландии — 35. Наше предложение состоит в том, чтобы сконцентрироваться на качестве профессиональных клубов, а не на их количестве. Поэтому мы предлагаем сохранить обязательный профессиональный статус только для двух лиг: премьер-лиги и первой лиги. Вторую лигу следует сделать региональной — где будут выступать полупрофессиональные и любительские клубы, а проводить турнир будут межрегиональные объединения — МРО.

Предложение касается расширения премьер-лиги с 16 до 18 либо даже до 20 клубов. Мы считаем, что для такой огромной страны как Россия 16 клубов в высшем футбольном дивизионе — слишком мало. Расширение станет дополнительным стимулом для развития футбола в регионах и позволит увеличить количество кандидатов в национальную, молодежную и юношеские сборные. Странно слышать, что кто-то предлагает сократить число клубов. Такое заявление могут сделать дилетанты либо те, кто не мыслит государственными масштабами.
Первую лигу мы предлагаем расширить до 36 клубов и разделить на три дивизиона по географическому принципу, «Запад», «Центр» и «Восток», с целью уменьшения транспортных расходов. К тому же, разделение на дивизионы позволит активнее развивать регионы Дальнего Востока, Сибири и Урала в системе профессионального, детско-юношеского и любительское футбола.
И еще одно важное, радикальное изменение: мы предлагаем объединить управление и централизованный контроль за премьер-лигой и первой лигой в рамках единой организации. Она будет называться РФЛ — Российская футбольная лига. К примеру, по аналогичной схеме функционируют лиги в Германии, Испании. Важно, что телеправа на премьер-лигу и первую лигу в России должны продаваться единым пакетом. Это важно для первого дивизиона, который брошен и не финансируется.

Налоговые льготы инвесторам

Важнейший вопрос — это система финансирования клубов и их финансовая стабильность. Сейчас российский футбол находится в прямой зависимости от регионального и государственного финансирования — таких клубов в стране свыше 80 процентов. Это приводит к нарушению принципов финансового фэйр-плей и нестабильной финансовой ситуации. Вы сами знаете, многие тренеры будут выступать: пришел новый губернатор или мэр, ему не интересен футбол — сразу урезается финансирование, возникают огромные долги, а в итоге — банкротство и команда прекращает свое существование. Таких примеров у нас достаточно.
Другой пример — ЦСКА. 17 лет команда находится в авангарде российского футбола. Этот частный клуб добивается стабильности и успехов. Я это знаю не понаслышке и могу сказать Евгению Ленноровичу Гинеру большое спасибо. Это пример, как надо строить частный клуб. Для привлечения частных инвесторов в футбол необходимо на государственном уровне принимать меры по стимулированию инвестиций за счет льготного налогообложения либо предоставления других льгот — например, на использование земли образно говоря в коммерческих целях.
В качестве примера приведу опыт Китая. Там для компаний, которые финансируют различные футбольные проекты (поддержку клубов, закладку полей, создание академий и многое другое), налог на прибыль был снижен с 25% до 15%. Это привело к существенному росту интереса к футболу со стороны крупных корпораций. Объясню, почему им это выгодно. Допустим, спонсором одного из китайских клубов — «Гуанчжоу», выигравший азиатскую Лигу чемпионов — стала всем известная торговая компания Alibaba Group. В среднем прибыль этой корпорации за один квартал составляет около 2-2,5 миллиарда долларов. Благодаря снижению ставки налога, компания Alibaba Group экономит около 200-250 миллионов долларов за квартал, то есть в год экономия доходит до 1 миллиарда. Даже если половину этих средств инвестировать в поддержку клуба и строительство полей по всему Китаю, все равно компания остается в огромном плюсе.
Уверен, что и в России бизнесмены и компании, в том числе региональные, с удовольствием поддержали бы футбол во всех его проявлениях, если получат определенные льготы со стороны государства. У меня есть конкретное предложение по внесению изменений в налоговый кодекс. Компании, которые инвестируют в спорт, должны получать вычеты из налога на прибыль. Чтобы внести этот проект в Госдуму, надеюсь на высококвалифицированную помощь не только спортивного, но и научного сообщества.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *