Как легендарный Т-4 «сотка» опередил своё время

2 декабря
42 тыс. просмотров
39 тыс. дочитываний
3 мин
42 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
39 тыс. дочитываний, 93%. Пользователи, дочитавшие до конца.
3 мин . Среднее время дочитывания публикации.

Как легендарный Т-4 «сотка» опередил своё время

Во времена холодной войны, сверхдержавы, не жалея сил и средств, созвали аппараты, от одного вида которых и сегодня идут мурашки по коже. «Сверхзвуковое соревнование» всему миру навязали США ещё в 50х годах прошлого столетия. Разумеется, СССР не мог остаться в стороне — так появился на свет легендарный Т-4 «сотка».

В 1963 году СССР заявил о необходимости создания кардинально нового ударно-разведывательного самолёта, который превзошёл бы все существующие проекты США. И инженерам конструкторского бюро имени Сухого под руководством Наума Семёновича Чернякова это удалось.

Длина аппарата была близка к 45 метрам, а высота превышала 11 метров. На самолёт предполагалась установка двух противокорабельных гиперзвуковых ракет Х-45 «Молния» — скорость их полёта могла доходить до 7000 км/ч. Ракетоносец получился чрезвычайно массивным — около ста тонн (по этой причине его и прозвали «соткой»).

Но несмотря на это, он был способен развивать скорость вплоть до 3200 километров в час — почти в 3 раза превосходящую скорость звука. Кроме этого, аппарат был способен поднять обоих пилотов на крайне большую высоту — вплоть до 25 километров. Аналогов Т-4 в мире не существовало.

Советские инженеры внедрили в своё детище более 600 новейших технологий, нигде не тестировавшихся ранее. Самая главная особенность Т-4, отличающая его от всех других видов авиатехники, стала подвижная носовая часть — при взлёте и посадке «нос» самолёта смотрел вниз, а во время полёта возвращался в горизонтальное положение. Это было сделано для максимального понижения сопротивления воздуха.

Но у этой технологии был один явный минус: с поднятым носом обзор был полностью закрыт — пилотам приходилось ориентироваться исключительно на показания бортовых приборов и датчиков.

Летные испытания начались в 1972 году. На удивление, полёт прошёл полностью в штатном режиме — весь Союз аплодировал КБ Сухого и Владимиру Ильюшкину, который и тестировал сие чудо. Но вскоре после этого произошла череда очень странных событий.

Министерство обороны заказало сразу 250 новых «соток» — настолько сокрушительным был успех.

Одновременно с этим началась разработка модифицированного Т-4М. Он был способен изменять стреловидность крыла. Но спустя год по непонятным причинам проект был свернут. За всё время производства было построено четыре экземпляра на Тушинском машиностроительном заводе, ныне уже заброшенном. Освоенный бюджет составил 1.5 миллиарда рублей — в те времена это была заоблачная сумма. Павлу Сухому (который ушёл из жизни в 1975 году) так и не удалось выяснить, почему было принято такое неоднозначное решение.

Через несколько месяцев после его кончины командование СССР заявило, что производство Т-4 было закрыто в связи с разработкой «грандиозного» бомбардировщика Ту-160.

Безусловно, столь масштабный проект не прошёл даром — был получен колоссальный опыт работы инновационных систем, которые впоследствии ставились на более поздние самолёты. Всё, что осталось от некогда грозной и страшной машины — это один потрёпанный экземпляр в подмосковном музее ВВС в Монино. Но именно «сотка» вошла в историю как машина, намного опередившая своё время. Но она превзошла не только время, но и своего главного конкурента — американского самолета XB-70 «Валькирия», который до этого во всём мире считался непревзойдённым идеалом самолётостроения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *