Исторические районы Питера. Как появились названия Автово и Охта?

https://shkolazhizni.ru/world/articles/94125/Исторические районы Питера. Как появились названия Автово и Охта?

Автор: Игорь Вадимов

Метро Автово

появились названия Автово и Охта? Санкт-Петербург состоит из 20 административных районов. Но в большинстве районов есть территории, имеющие исторические имена — названия деревень, вошедших в город, названия исторических мест. Наземный павильон станции метро «Автово»Фото: Sbarichev, ru.wikipedia.org Голодай — в составе Васильевского острова, Озерки и Сосновка — в составе Выборгского, Комендантский аэродром — в составе Приморского района. Откуда взялись их названия? Почему гора — Парнас, откуда появилось название Автово, Охта? Ведь название Автово существует еще на картах петровских времен — откуда же чухонцы, жившие в той деревне, знали про авто? И о чем охали наши предки, так странно назвавшие район города? Автово О происхождении этого названия есть много легенд. По одной из них, деревню, которая была в том месте, смыло во время наводнения 1824 года, и Император, ездивший, чтобы лично увидеть потери, оценить их и помочь нуждающимся, увидел толпу пострадавших крестьян, жителей бывшей деревни. Подъехав, он спросил у крестьян, в чем их потери и какие у них нужды, а все местные жители, простые крестьяне, оцепенели от блеска орденов и аксельбантов и от осознания, кто с ними говорит. Поль Деларош, «Пётр I», 1838 г. Фото: ru.wikipedia.org Но потом из толпы выскочил старичок и начал отвечать, мол, «у афтова дом, амбар с пшеницей и коровник с коровой смыло, а у афтова домишко со всею рухлядью и животами»… Царь выслушал и переспросил: это, мол, все у Автова — а у остальных как? Ему объяснили, он много смеялся и повелел — крестьянам помочь. На месте смытых наводнением деревень была насыпана высокая земляная насыпь, чтобы даже такое катастрофическое наводнение, как только что было, не смыло бы деревню вновь, а поверх насыпи построили крестьянам дома и дали им денег на обзаведение живностью взамен утопшей. Ну, а деревню-де назвали в честь того недоразумения — Автово. Петербургское наводнение. Площадь у Большого Каменного театра 7 ноября 1824 года Фото: ru.wikipedia.org Лично мне эта легенда милее остальных версий, но увы — это сказка. На самом деле, еще в допетровские времена на плане, сделанном шведами в 1699 году, в том месте была деревня Autovo, название которой ведут от финского «autio» — безлюдный, заброшенный. Мол, деревня в совсем безлюдном и заброшенном месте. Если учесть, что до создания насыпи ее и впрямь должно было часто заливать — это навряд ли преувеличение. Еще одна версия, что название происходит от слова «медведь» по-фински (otava). Возможно, там водились медведи? Вот и получила деревня название, позднее переделанное русскими переселенцами в Автово. А уж то, что на языке жившего в том месте племени ижора Auttova означает «пустошь», кажется наиболее вероятной версией странного «автомобильного» названия поселения, возникшего еще в допетровские времена. Автово довольно долго было сельскохозяйственным придатком Петербурга. Молоко, овощи и прочее поставляли ижорцы в город, который потреблял горы провианта. А в 1801 году в тот район перевели из Кронштадта чугунолитейный завод. Этот завод со временем стал Путиловским, а в наше время это Кировский завод. Аэрофотосъёмка Кировского завода в Санкт-Петербурге Фото: A. Savin, ru.wikipedia.org Район сильно пострадал в Великую Отечественную и впоследствии был полностью отстроен. Охта Царь Петр имел тщательно разработанный план города: три улицы, трезубцем расходившиеся от Адмиралтейств Коллегии, тщательно продуманная форма домов, сделанных на голландский манер. Макет крепости Ниеншанц в музее Фото: Evgeny Gerashchenko, ru.wikipedia.org А совсем рядом были Канцы и Ниеншанц — шведские город и крепость, взятые русскими, чуть-чуть выше по течению Невы от молодой столицы государства Российского. Городок — маленький и уже обжитой. Но сделанный на шведский манер, отличный от тех образцов, которые Петр уже выбрал для города. И стоял этот город на противоположной стороне Невы. И бросая взгляд на карту, Петр вздыхал: «Ох, та сторона…». Дескать, так тот район постепенно и стал Охтой. Легенда, увы, к правде отношения не имеет. Река Охта имеет свое название от ижорского слова, означающего «медвежья». Высокий берег реки, сосновые боры — и живущие в них медведи. Первое упоминание о реке и селении на месте впадения Охты в Неву найдено в Новгородских летописях за 1300 год. Н. Е. Сверчков, «Охота на медведя» Источник: artchive.ru Шведы, пришедшие после, звали реку Swarte, «черная» — видимо, за цвет воды, протекавшей ранее по торфяникам. Вернувшиеся на Неву в 1703 году русские снова стали звать реку Охтой. А в феврале 1720 года для нужд постройки русского флота немного выше Петербурга по течению Невы на месте селения Канцы было построено 500 домов для приезжающих мастеровых плотников с семьями. Так появилась Охтенская слобода, населенная семьями плотников, работавшими на постройке Балтийского флота России. Помимо домов, они получили земельные наделы — недостаточные, чтобы сеять хлеб, но достаточные для огородов и покосов. Вначале в слободе работали только мужчины и только на постройке флота. Вскоре оказалось, что большому городу нужно молоко, сливки, масло и сметана. Часть судовых плотников рекрутировалась Петром из Холмогор — и на Охте появились холмогорские коровы, неприхотливые и дававшие много хорошего молока. Когда соседки увидели прибыльность производства молока и молочных продуктов, в слободе появились и голландские коровы. А. Г. Венецианов, «Крестьянка с крынкой молока», 1820 г. Источник: artchive.ru И в начале XIX века охтенки уже стали известными в Петербурге продавцами молока и молочных продуктов. Даже в классике оказалось отражено: С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит. (А. С. Пушкин) Шло время, развивались заводы Петербурга, прошло время «охтенок», спешащих через Неву в Петербург с утренним молоком. А Охта осталась Охтой. И по утрам, стоя в пробке у Большеохтенского моста, множество народу вздыхает: «Ох, та сторона Невы!» Ничего, сделают новые мосты, говорят, новый тоннель собираются через Неву в районе Смольного построить — и кончатся пробки в этом месте… А в другом каком-нибудь — начнутся. Теги: Санкт-Петербург, Васильевский остров, легенды, Нева

Автор: Игорь Вадимов
Источник: https://shkolazhizni.ru/world/articles/94125/
© Shkolazhizni.ru

Автор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *