https://vk.com/video273531353_456239128?list=66ae938a5ee7b15b09
Самойлова, Татьяна Евгеньевна —
ДОСТОЯНИЕ РОССИИ…ТАТЬЯНА САМОЙЛОВА Актриса с изломанной судьбой…Она навсегда ушла из этого мира… и навсегда осталась в наших сердцах…
В жизни Самойловой было два знаковых фильма, которые навсегда вписали ее имя в историю мирового кинематографа.
Первый , «Летят журавли» (вышел на экраны в 1958 году).
Мало кто знает, что в Каннах на другой же день после конкурсного показа фильма «Летят журавли», к Татьяне Самойловой пришли с официальным предложением принять участие в новой экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина», в заглавной роли Анны, разумеется. В роли Вронского должен был сниматься Жерар Филипп … (но «советское достояние» отправить сниматься куда-то за рубеж было невозможно, не дай Бог потерять…).
Человеком же, который кардинально изменил жизнь Татьяны Самойловой, стал заведующий Отделом внешних связей Госкино Давыдов. Он привел иностранным продюсерам какие-то нелепые аргументы, чтобы не пустить актрису за океан: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Я не так страдала из-за того, что не складывается с Голливудом. Тоска была от того, что очень хотелось играть вместе с великим Жераром Филипом»…
К счастью, «советское достояние» на всю жизнь Вероникой не осталась. Но все эти десять лет до следующей знаковой роли стали для нее годами потерь, кроме того Татьяна Самойлова могла остаться «актрисой одной роли». А ведь ради того, чтобы не попасть в этот обидный разряд, она фактически пожертвовала первым своим браком. И ушла не абы от кого, а от блистательного Василия Ланового…!
Режиссер Калатозов и оператор Урусевский стали настоящими наставниками и учителями по жизни Самойловой… Татьяна Евгеньевна так вспоминает съемки «Летят журавли»: «Когда я первый раз вошла в съемочный павильон, Урусевский и Калатозов сказали: «Таня, не думайте о производстве, у нас чудная техника, так что пусть это вас не беспокоит. Придумывайте, фантазируйте, делайте рисунок образа, как вы видите свою роль». Действительно, на то время у них была замечательная аппаратура: «грюндики», камера «Конвас», которой работал Сергей Урусевский. Режиссер сел перед камерой и внимательно меня слушал, и говорил: «Да, это хорошо, будем сейчас снимать, немножко тона, и буду снимать». Или: «Нет, ты еще к съемкам не готова». Например, когда мы работали над эпизодом, где я говорила: «Я выйду замуж за Марка», Калатозов сразу сказал, что это мы будем снимать очень долго. И действительно, мы снимали этот эпизод два часа, наверное. Мне очень нравилось, что Михаил Калатозов разрешал мне самой придумывать рисунок роли, это моя придумка. Не было никаких режиссерских указаний, Калатозову нравилось, как я двигаюсь, и нравилось то, что я придумывала».
«Летят журавли» снимали шесть месяцев. Работали в изнуряющем графике с восьми утра до двенадцати ночи. На съемочной площадке Татьяне чувствовала себя очень плохо, требовалось постоянное присутствие врачей. На просьбу медиков снизить съемочный темп Татьяна отвечала неизменно: «Я закончу работу, чего бы мне это ни стоило!» Таков был ее характер. Она просто не могла отступить.
Цена за упорство была высока: сразу же после окончания съемок актриса попала в больницу. Ей сделали сложнейшую операцию, с этого момента практически без уколов жить стало невозможно.
Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. Как можно ее оправдывать! — возмущались недруги фильма. Хрущев даже назвал героиню Самойловой шлюхой. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка. В 1958 году на Каннском кинофестивале фильм получил высшую награду. Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм «Летят журавли», просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой…» Он был прав. Создатели фильма были удостоены Гран-при, а сам фильм «Летят журавли» — единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево».
Татьяна Самойлова вспоминает: «Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли «Летят журавли». Михаил Константинович Калатозов хворал, незадолго до фестиваля у него случился сердечный приступ, и мы улетели без него. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции… Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация»…
Второй «звездный час» Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-й мировой экранизации романа Льва Толстого… Французские критики об этой роли писали: «Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз – это пленительная во всех отношениях Анна Каренина».
Как только появились первые кадры фильма понимаешь — именно такую Анну подарил нам Лев Николаевич Толстой в своём романе…
В представлении многих Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг — Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признается сама актриса: «Это у меня от мамы — польской еврейки…»).
Александр Зархи: «Почему Татьяна Самойлова? Этот вопрос мне задавали тысячу раз. Каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».
Сомневающиеся оказались посрамлены. Татьяна Самойлова создала поистине РУССКИЙ образ. «Анна Каренина» была восторженно принята зрителями, став за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией русской классики — после «Войны и мира» Сергея Бондарчука.
После «Анны Карениной» об актрисе вновь заговорили. Французская газета «Уик-энд» писала: «После перерыва Т.Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз — это пленительная во всех отношениях Анна Каренина
«Это мы сделали ее жизнь трагедией, – считает режиссер Сергей Соловьев. – От того что мы все не знали, что с ней нам делать, мы к таким людям и таким женщинам не привыкли. Мы не понимаем, как они сюда спускаются, куда уходят. И самое главное, что мы можем с ними сделать, Калатозов – знал, Русевский – знал, а больше никто не знал»… Выбор актрисы на главную роль режиссера Александра Зархи удивил многих, но он почувствовал, что Самойлова справится, откроет новую Каренину. Фильм стал второй по посещаемости экранизацией русской классики после «Войны и мира» Бонадрчука. Тогда казалось, Самойлову ждет блестящая карьера, а впереди ее ждали годы забвения. Сказка обернулась трагедией…
Она могла стать балериной – занималась хореографией долго и серьезно, в школу при Большом театре ее приглашала Майя Плисецкая. Но Самойлова выбрала Щукинское училище. Уже на второй картине к ней пришел мировой успех, слава, о которой советские актрисы даже не мечтали — актрису пригласили в Голливуд, сыграть вместе с Жераром Филиппом в «Анне Карениной», но Самойлову из страны не выпустили. А Карениной она все-таки стала.
В жизни Самойловой было два знаковых фильма, которые навсегда вписали ее имя в историю мирового кинематографа.
Первый , «Летят журавли» (вышел на экраны в 1958 году).
Мало кто знает, что в Каннах на другой же день после конкурсного показа фильма «Летят журавли», к Татьяне Самойловой пришли с официальным предложением принять участие в новой экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина», в заглавной роли Анны, разумеется. В роли Вронского должен был сниматься Жерар Филипп … (но «советское достояние» отправить сниматься куда-то за рубеж было невозможно, не дай Бог потерять…).
Человеком же, который кардинально изменил жизнь Татьяны Самойловой, стал заведующий Отделом внешних связей Госкино Давыдов. Он привел иностранным продюсерам какие-то нелепые аргументы, чтобы не пустить актрису за океан: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе. Татьяна Евгеньевна вспоминает: «Я не так страдала из-за того, что не складывается с Голливудом. Тоска была от того, что очень хотелось играть вместе с великим Жераром Филипом»…
К счастью, «советское достояние» на всю жизнь Вероникой не осталась. Но все эти десять лет до следующей знаковой роли стали для нее годами потерь, кроме того Татьяна Самойлова могла остаться «актрисой одной роли». А ведь ради того, чтобы не попасть в этот обидный разряд, она фактически пожертвовала первым своим браком. И ушла не абы от кого, а от блистательного Василия Ланового…!
Режиссер Калатозов и оператор Урусевский стали настоящими наставниками и учителями по жизни Самойловой… Татьяна Евгеньевна так вспоминает съемки «Летят журавли»: «Когда я первый раз вошла в съемочный павильон, Урусевский и Калатозов сказали: «Таня, не думайте о производстве, у нас чудная техника, так что пусть это вас не беспокоит. Придумывайте, фантазируйте, делайте рисунок образа, как вы видите свою роль». Действительно, на то время у них была замечательная аппаратура: «грюндики», камера «Конвас», которой работал Сергей Урусевский. Режиссер сел перед камерой и внимательно меня слушал, и говорил: «Да, это хорошо, будем сейчас снимать, немножко тона, и буду снимать». Или: «Нет, ты еще к съемкам не готова». Например, когда мы работали над эпизодом, где я говорила: «Я выйду замуж за Марка», Калатозов сразу сказал, что это мы будем снимать очень долго. И действительно, мы снимали этот эпизод два часа, наверное. Мне очень нравилось, что Михаил Калатозов разрешал мне самой придумывать рисунок роли, это моя придумка. Не было никаких режиссерских указаний, Калатозову нравилось, как я двигаюсь, и нравилось то, что я придумывала».
«Летят журавли» снимали шесть месяцев. Работали в изнуряющем графике с восьми утра до двенадцати ночи. На съемочной площадке Татьяне чувствовала себя очень плохо, требовалось постоянное присутствие врачей. На просьбу медиков снизить съемочный темп Татьяна отвечала неизменно: «Я закончу работу, чего бы мне это ни стоило!» Таков был ее характер. Она просто не могла отступить.
Цена за упорство была высока: сразу же после окончания съемок актриса попала в больницу. Ей сделали сложнейшую операцию, с этого момента практически без уколов жить стало невозможно.
Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. Как можно ее оправдывать! — возмущались недруги фильма. Хрущев даже назвал героиню Самойловой шлюхой. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка. В 1958 году на Каннском кинофестивале фильм получил высшую награду. Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм «Летят журавли», просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал: «Уверен, после показа вашей картины вы станете звездой…» Он был прав. Создатели фильма были удостоены Гран-при, а сам фильм «Летят журавли» — единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево».
Татьяна Самойлова вспоминает: «Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли «Летят журавли». Михаил Константинович Калатозов хворал, незадолго до фестиваля у него случился сердечный приступ, и мы улетели без него. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции… Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация»…
Второй «звездный час» Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-й мировой экранизации романа Льва Толстого… Французские критики об этой роли писали: «Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз – это пленительная во всех отношениях Анна Каренина».
Как только появились первые кадры фильма понимаешь — именно такую Анну подарил нам Лев Николаевич Толстой в своём романе…
В представлении многих Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг — Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами. (Как признается сама актриса: «Это у меня от мамы — польской еврейки…»).
Александр Зархи: «Почему Татьяна Самойлова? Этот вопрос мне задавали тысячу раз. Каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».
Сомневающиеся оказались посрамлены. Татьяна Самойлова создала поистине РУССКИЙ образ. «Анна Каренина» была восторженно принята зрителями, став за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией русской классики — после «Войны и мира» Сергея Бондарчука.
После «Анны Карениной» об актрисе вновь заговорили. Французская газета «Уик-энд» писала: «После перерыва Т.Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз — это пленительная во всех отношениях Анна Каренина
«Это мы сделали ее жизнь трагедией, – считает режиссер Сергей Соловьев. – От того что мы все не знали, что с ней нам делать, мы к таким людям и таким женщинам не привыкли. Мы не понимаем, как они сюда спускаются, куда уходят. И самое главное, что мы можем с ними сделать, Калатозов – знал, Русевский – знал, а больше никто не знал»… Выбор актрисы на главную роль режиссера Александра Зархи удивил многих, но он почувствовал, что Самойлова справится, откроет новую Каренину. Фильм стал второй по посещаемости экранизацией русской классики после «Войны и мира» Бонадрчука. Тогда казалось, Самойлову ждет блестящая карьера, а впереди ее ждали годы забвения. Сказка обернулась трагедией…
Она могла стать балериной – занималась хореографией долго и серьезно, в школу при Большом театре ее приглашала Майя Плисецкая. Но Самойлова выбрала Щукинское училище. Уже на второй картине к ней пришел мировой успех, слава, о которой советские актрисы даже не мечтали — актрису пригласили в Голливуд, сыграть вместе с Жераром Филиппом в «Анне Карениной», но Самойлову из страны не выпустили. А Карениной она все-таки стала.